Солнечный свет на поверхности Земли постоянно изменяется – от теплого оранжевого утром к белому нейтральному днем и вновь к теплому оранжевому вечером. Благодаря этому происходит важнейший процесс синхронизации природных часов с нашими биологическими и, если попытаться противодействовать этому процессу, человеческий организм может взбунтоваться. Именно поэтому теплый свет лампы днем воспринимается нами не так положительно, как вечером.
.jpg)
.jpg)
И наоборот, так приятны изменения света в интерьере, созвучные природным. В качестве примера была продемонстрирована система Tunable White (англ. «настраиваемый белый»), с помощью которой возможно изменять цветность и яркость интерьерного освещения. Нижний предел цветности для Tunable white – Tцв (температура цвета) 2700К, соответствующая утреннему или закатному солнцу, верхний – 6500К ближе к солнцу в зените ясным погожим днем.
Еще одна технология по смене цветовой температуры и яркости - Dim to warm – так называемое диммирование спектра, когда вместе с уменьшением яркости светильника уменьшается его Tцв. Диапазон цветовых температур в данном случае намного уже: от цветности пламени свечи, примерно 1800К, до 2700K.
В качестве эксперимента два светильника были задиммированы по нижней (1800K) и верхней границе (6500K). После этого аудитории был задан вопрос, какой из вариантов приятнее для восприятия, и большинство голосов было отдано за теплый оранжевый свет Dim to warm.
.png)
Голландский светотехник Крюйтгофф установил взаимосвязь между освещенностью, цветовой температурой и комфортностью восприятия. По результатам исследований он составил диаграмму, которая носит его имя – «Диаграмма Крюйтгоффа». На ней хорошо видно, что чем меньше освещенность, тем теплее должен быть свет, чтобы людям было хорошо и комфортно.
.jpg)
В ходе экспериментов на мастер-классе оказалось, что очень просто испортить интерьер неправильным освещением. При диммировании холодных спектров освещение воспринимается тускло-серым, причем этот эффект настолько повсеместный, что даже самый красочный дизайн этого не исправит. Однако это работает и в обратную сторону: оранжево-теплый свет сделает спокойным и безмятежным самый строгий и лаконичный интерьер.
Именно с оранжево-теплого мягкого света начинается «датское счастье» или «Хюгге». Сами датчане определяют «Хюгге» как атмосферу и ощущение покоя и безмятежности. Переводя на язык метафор: это чувство защищенности от тревог мира и возможность расслабиться, когда можно бесконечно долго говорить ни о чем, уютно молчать с кем-то или тихо сидеть с чашкой чая.
.jpg)
Датские дизайнеры разработали также светильники для «Хюгге»-света. Под светом этого прибора можно заметить, например, насколько привлекательно начинает выглядит цвет кожи. Подобное освещение бесспорно льстит внешности, сглаживает недостатки и работает не хуже фильтров для Photoshop.
.jpg)
Эффект «Хюгге»-освещения при известной сноровке можно воссоздать практически любыми светильниками. На мастер-классе обсудили, как грамотно провернуть такой трюк.
Помимо Тцв важен еще и Индекс цветопередачи - CRI. Было наглядно показано, как в свете с CRI=80 потускнели яркие краски по сравнению с цветом такого же муляжа, но освещенного светильником с CRI=97.
Под конец мастер-класса затронули тему специальных спектров для ритейла, которые помогают продемонстрировать товары в лучшем свете. Для разных типов продуктов существуют специальные спектры: для красного мяса, для мраморной говядины, для овощей и фруктов, рыбы, а также для хлебобулочных изделий. При правильно подобранном освещении продукты, действительно, выглядели более презентабельно, и аудитория не могла этого не оценить.
Пример освещения для хлебобулочных изделий:
_1.jpg)
Все световые "эксперименты" на мероприятии производились на примере продукции компании ARTLIGHT. Собственное производство нашей компании позволяет собирать
осветительное оборудование под конкретные нужды заказчика. Каждая модель выпускается в десятках модификаций: с разными углами светового потока, мощностями, цветовой температурой, покраской по RAL, диммированием и т.п. Возможные модификации по каждому светильнику указаны в каталоге продукции или непосредственно в карточке товара на нашем сайте.
Удобное разделение каталога светильников ARTLIGHT на сайте позволит посмотреть продукцию для различных направлений:
.jpg)
Специалисты компании ARTLIGHT помогут подобрать осветительное оборудование именно для вашего проекта, учитывая все потребности и пожелания.
Видеозапись семинара выложена на нашем youtube-канале. Надеемся, что полученная информация была Вам полезна, и Вы сможете применить ее в своей работе.
Этот мастер-класс был вторым в цикле лекций по светодизайну. В первом мастер-классе Дмитрий рассказал, как «выжать» из проекта максимум и что для этого необходимо. Ознакомиться с материалами первого мастер-класса Вы можете на нашем сайте.
Тема светодизайна объемна и, чтобы ответить на возможные вопросы, можно прочитать на нашем сайте статью «Световая психология или с чего начинается светодизайн».