I. Введение
Освещение для ресторанов и кафе различается. Элитные рестораны открываются вечером – для них необходимо освещение, которое будет настраивать на неспешный ужин и медленные беседы. Многие кафе, наоборот, открываются утром, тогда свет меняется в течение дня, а вместе с ним изменяется атмосфера. Люди, которые в течение дня ходят в кафе, как правило, не настроены на то, чтобы проводить там много времени. Из-за этого свет для ресторанов, который настраивает на отдых и заставляет человека расслабиться, в середине дня будет абсолютно неуместен. Поэтому для проекта освещения кафе стоит предусматривать несколько световых сценариев, которые будут меняться в течение дня.
Свет значительно влияет на то, какие впечатления останутся у человека после посещения ресторана. Мнение о ресторане складывается из нескольких факторов:
• кухня;
• wow-эффект;
• атмосфера;
• удобная мебель и планировка;
• сервис.
Свет не влияет лишь на мебель и планировку, на восприятие остальных аспектов он в разной степени оказывает определенное воздействие. Однако стоит помнить, что свет не сможет полностью нивелировать ошибки, которые могли быть допущены в других сферах. Свет только тогда будет создавать гармоничную атмосферу, когда он правильно взаимодействует с элементами архитектуры и дизайна.
В процессе проектирования света для ресторана есть три ключевые задачи.
Во-первых, не стоит забывать об уличном пространстве и входной группе, поскольку чтобы привлечь гостя в заведение важно, чтобы прохожие ресторан заметили.
Во-вторых, посетители должны остаться довольны побывав в обеденном зале.
И
в-третьих, стоит уделить внимание освещению уборной, чтобы не испортить впечатления от посещения заведения.
II. Освещение уличного пространства и входной группы
При проектировании наружного освещения стоит обратиться к иерархии зрительных стимулов. В нее входят:
• люди;
• движение;
• яркое освещение;
• высокий контраст;
• яркий свет.
Именно поэтому иногда перед ресторанами или кафе можно увидеть аниматоров, которые привлекают внимание и приглашают гостей внутрь.
Высокий контраст часто проявляется в подсветке меню. На входе обязательно должен быть краткий перечень блюд ресторана с указанием цен. Важно также хорошо осветить меню, чтобы гости могли изучить его и спокойно принять решение оставаться в этом заведении или нет.
Ряд ресторанов и кафе располагается на цокольных этажах. В этом случае важно правильно осветить лестницу, по которой гости ресторана будут спускаться, а также все пространство перед дверью, которое находится ниже уровня земли. Подсознательно все, что находится на таком уровне человек воспринимает как опасность, поэтому важно четко продумать концепцию света в таком пространстве.
III. Освещение обеденного зала
Гость, как правило, не сразу заходит в обеденный зал, сначала он попадает в зону ресепшен. Хостес, который будет встречать людей на входе, должен быть освещен мягким светом, чтобы на лице не было жестких теней.
Дмитрий подчеркнул, что в концепции каждого ресторана, как правило, заложены особенности, которые выделяют его среди остальных заведений. Это может быть музыкальной инструмент, барная стойка или другие элементы декора. Такие особенности также надо выделять из общего фона, посредством специального освещения. Также, если это сетевое заведение, логотип должен выделяться на общем фоне, чтобы запомниться посетителям.
В обеденном зале важно создать правильную атмосферу для беседы. Освещение должно не только выполнять свою основную функцию, но и должно позволять насладиться видом блюд. Для этого стоит сконцентрировать свет на столах и лицах людей, а для общего освещения выбрать более приглушенный свет. При таком сценарии свет обособляет столы друг от друга, создавая атмосферу камерности.
На лицах людей не должно быть глубоких и жестких теней, иначе человек напротив будет казаться уставшим и изможденным. Чтобы избежать такого эффектах, в заведениях часто используются невысокие настольные лампы. Также можно использовать подвесной потолочный светильник с рассеивателем, который будет обеспечивать мягкий теплый свет.
Еще один действенный вариант освещения: потолочные споты. Однако в таком случае важно проследить за тем, чтобы свет от светильника падал не на лица людей, а только на столы. В таком случаем обеденная поверхность должна быть белого цвета, либо можно использовать белую скатерть. Тогда свет будет отражаться от белой ткани и мягко освещать лица людей. Оптимальное освещение потолочным спотом достигается тогда, когда граница круга света проходит посередине тарелок, стоящих на столе.
Еще один важный нюанс как в освещении, так и в декорировании ресторанов – это свечи. Свет от свечи недостаточно для того, чтобы заполнить все обеденное пространство. Это точенный источник света, который будет создавать жесткие тени на лицах людей. Различные измерения показали, что зажжённая свеча в центре стола дает уровень освещения в 5–10 lux, при этом лица людей с использованием того же источника света освещены на 3–5 lux. При любом повороте головы такой свет будет создавать нежелательные глубокие тени на лице. Поэтому свечи стоит использовать только как точечный источник освещения в паре с основным заливающим светом теплого спектра.
IV. Освещение уборных комнат
Заканчивали мастер-класс последним, но немаловажным аспектом освещения ресторанов и кафе – освещением уборных комнат. Неправильное освещение этих комнат может испортить общее благоприятное впечатление от ресторана. Часто происходит, что заведения в погоне за созданием атмосферы, освещают стену за зеркалом, однако отраженного от стены света не хватает для того, чтобы человек мог в достаточной мере разглядеть свое лицо. Устанавливать потолочные споты над зеркалами тоже не лучшая идея. С одной стороны, такой тип светильников создает высокий уровень освещенности, а с другой стороны такой тип освещения также часто создает на лицах жесткие тени.
Оптимальным решением для освещения уборных комнат будет использование нескольких настенных светильников по бокам от зеркала на высоте головы человека. Также можно использовать зеркала, в которые уже встроены светодиодные ленты, такой тип освещения тоже обеспечит полноценный заливающий свет.
Холлы и коридоры на пути к уборной, наоборот, стоит освещать так, чтобы не акцентировать внимание на лицах гостей. Стоит подсвечивать проходы и пол, избегая ярких потолочных решений с заливающим светом. Тогда поход в уборную будет наиболее комфортным для всех гостей заведениях.
V. Заключение
Валентина дала практические советы по освещению кафе и ресторанов, поделилась собственным опытом и ответила на вопросы аудитории, которые касались технических характеристик осветительного оборудования ARTLIGHT. Также были продемонстрированы светильники, которые чаще всего закладываются в такие объекты.
Более того, аудитория узнала о том, какие световые сценарии стоит выбирать, и как можно минимизировать затраты на светильники, заложив в оборудование LED модули Dim to Warm или протокол диммирования. Валентина продемонстрировала как в таком случае изменяется цветовая температура, а также показала специальные LED модули серии Vivid, которые используются для того, чтобы подсвечивать различные группы продуктов.
Ознакомиться с портфолио реализованных объектов нашей компании в сфере Horeca можно на нашем сайте.
Демонстрация проходила на оборудовании компании ARTLIGHT. Широкий ассортимент позволяет нам подбирать подходящие светильники для разных целей, а благодаря собственному производству мы можем собирать оборудование, соответствующее запросам и бюджету заказчика.
Специалисты нашей компании помогут подобрать оптимальные светильники с необходимыми характеристиками именно для вашего проекта, учитывая все потребности и пожелания.
Видеозапись семинара выложена на нашем youtube-канале.
Надеемся, что полученная информация была Вам полезна, и Вы сможете применить ее в своей работе.
Этот мастер-класс был четвертым в цикле лекций по светодизайну. Ознакомиться с материалами предыдущих мастер-классов Вы можете на нашем сайте:
- мастер-класс «Световая психология, или с чего начинается светодизайн»
- мастер-класс «Практический светодизайн или как «выжать» из проекта максимум»
- мастер-класс «Световые сценарии: от теории к воплощению»