Максимального уровня комфорта можно достичь только в том случае, когда освещение полностью соответствует запросам человека. Если же освещение выполняет исключительно эстетическую функцию, со временем оно начинает раздражать. Поэтому при выборе подходящих светильников для различных пространств, важно также учитывать зрительные задачи, которые должен решить выбранный свет - именно с этого начинается хорошее настроение.
Ниже представлена таблица, которая поможет учесть все аспекты при разработке световых сценариев:
Например, продумывая стратегию освещения для кухни-гостиной, в столбец «Деятельность» стоит написать все, чем человек может заниматься в этом пространстве: приготовлением еды, сервировкой стола, просмотром телевизора и далее по списку задач. Также важно продумать микроклимат, эмоциональное содержание и внести эти данные в таблицу. Тогда перед нами предстанет полная картина потребностей и станет ясно, чему надо уделить особое внимание. Для рабочего освещения действуют иные правила. Стоит избегать светильников с открытыми источниками света, а если такой используется в проекте, то он обязательно должен быть закрыт плафоном. В противном случае лампа будет отвлекать от работы: снизится уровень концентрации, и рассеется внимание.
Также для продуктивной работы важно поддерживать оптимальное соотношение яркостей. Не должна присутствовать сильная контрастность между экраном монитора, пространством стола, полом и стенами за монитором, это будет мешать и отвлекать от работы. Американские светотехники рекомендуют следующее соотношение яркостей: Task margin - область, прилегающая к рабочей поверхности; Тask area - рабочая поверхность; Task proper - рабочие объекты.
Именно при таком соотношении среда для работы станет максимально комфортной.
Правильное освещение на кухне помогает избежать усталости и раздражения во время приготовления еды. Стоит помнить, что кухонная работа выполняется на двух плоскостях: горизонтальной и вертикальной. Основная работа происходит на горизонтальной плоскости - подготовка продуктов и готовка. Однако не стоит забывать и про вертикальную плоскость, именно там чаще всего располагаются специи, ножи, тарелки или крупы. Кухонные объекты, такие как продукты, посуда, приборы малоконтрастные. Чтобы различить малые контрасты, необходимо яркое освещение.
В следующей части мастер-класса слушатели узнали о том, как создавать освещение не для дел, а для настроения. С созданием атмосферы традиционно отлично справляется акцентный свет. Когда выключено основное освещение и подсвечиваются элементы декора, создается более камерная и уютная атмосфера, которая подчеркивает настроение интерьера.
При разработке акцентного освещения особое внимание стоит уделить местам, которые в вечернее время наименее освещены. Лестничные пролеты, коридоры и различные пространства, которые могут быть хорошо подсвечены в дневное время, стоит дополнительно выделить акцентным светом - тогда в любое время дня будет поддерживаться правильная атмосфера.
Для домашних встреч на кухне тоже необходим особый свет. Когда освещены стены и лица людей, а общий фон остается в полумраке, создается контраст, который может придать встрече особое настроение и сформировать доверительную атмосферу. Если все пространство освещено одинаково, как на фотографии ниже, то атмосфера пропадает.
Создание световых сценариев всегда подразумевает под собой регулирование яркости светильников. Изменять уровень освещенности можно как вручную, так и с помощью специальных интеллектуальных систем. И, конечно же, второй способ всегда удобнее.
Во второй части семинара от теории перешли к практике. Елена рассказала о компании Helvar, которая специализируется на внедрении интеллектуальных систем управления и ее продукции, а также продемонстрировала их принцип работы.
Если в момент монтажа светильников система управления не использована, но предусматривается в будущем, то в таком случае можно сразу заложить в проект пятижильный кабель. Это позволит интегрировать интеллектуальные системы управления без дорогостоящего демонтажа.
Также в процессе семинара слушателям рассказали про отличия систем DALI и DALI 2, о ее новых функциях и возможностях. Помимо этого, поговорили об общих нормах освещенности в соответствии с EN-12464-1.
И в завершении семинара Елена продемонстрировала, как работает система RoomSet, подробно описала подробности ее эксплуатации и рассказала, в какие проекты она была заложена.
В процессе мастер-класса Валентина на примерах реализованных проектов продемонстрировала удачные и неудачные световые решения. Также были показаны светильники, которые лучше всего подходят для создания различных световых сценариев.
Демонстрация проходила на оборудовании компании ARTLIGHT. Широкий ассортимент позволяет нам подбирать подходящие светильники для разных целей, а благодаря собственному производству мы можем собирать оборудование, соответствующее запросам заказчика.
Специалисты нашей компании помогут подобрать оптимальные светильники с необходимыми характеристиками именно для вашего проекта, учитывая все запросы и пожелания.
Видеозапись семинара выложена на нашем youtube-канале. Надеемся, что полученная информация была Вам полезна, и Вы сможете применить ее в своей работе.
Этот мастер-класс был третьим в цикле лекций по светодизайну. Ознакомиться с материалами предыдущих мастер-классов Вы можете на нашем сайте:
- мастер-класс «Световая психология, или с чего начинается светодизайн»
- мастер-класс «Практический светодизайн или как «выжать» из проекта максимум»