Вопрос грамотного освещения офисных пространств был рассмотрен с точки зрения решения проблем, возникающих у работодателей:
- нехватка персонала;
- низкая заинтересованность молодых кадров;
- необходимость организации пространства так, чтобы сотрудникам было комфортно работать: было меньше больничных и меньше увольнений;
- привлечение новых работников и удержание старых.
Спикеры рассказали, что комфортная среда, здоровье и коммуникация становятся ключевыми аспектами, которые могут исправить сложившуюся ситуацию, и основополагающим решением является правильное освещение.
Согласно опросу, проведенному немецким институтом Fraunhofer IAO в Штутгарте, критерии идеального рабочего места включают свет и тишину. Применительно к освещению это влияет на работоспособность и умение концентрироваться: 55% опрошенных не устраивает свет на рабочем месте, а 70% хотели бы иметь индивидуальную регулировку освещения.
На мастер-классе были рассмотрены средние нормы освещения для офисных пространств: комбинированные (с настольной лампой) и общие, а также нормативная блескость, коэффициент пульсации, значение которых обязательно нужно оценивать и замерять для обеспечения необходимого уровня освещенности в офисных помещениях.
Неочевидный, но важный нюанс, о котором рассказали эксперты: «Светильники нужно располагать не перпендикулярно мониторам, а параллельно им, чтобы избежать слепящих бликов на экранах».
Как реализовано компанией ARTLIGHT на базе профильного светильника ART-LINE2090-S:
В ходе семинара слушатели узнали, что важно оценивать не только освещенность рабочего стола, но и освещенность пола и рабочих объектов, так называемой «зоны пользователя». Перепады яркости в зоне пользователя, прилегающей зоне и периферии должны быть не более 2:1. Темный потолок и пол в офисных пространствах не приветствуются, поэтому многие осознанные создатели офисов приветствуют использование светильников up-down со свечением вверх/вниз, таких как ART-LINE40-S UP-DOWN.
Вновь был поднят вопрос связи света с биоритмами. Циркадные биоритмы человека требуют правильного распределения света. Синяя часть спектра, влияющая на выработку кортизола, должна быть в верхней части поля зрения человека.
Освещенность на зрачке при разной длине волны зависит от цветовой температуры. Человек интуитивно чувствует, что ему нужно, поэтому более 70% предпочли цветовую температуру от 4000 до 5000K в офисных пространствах, так как при данной температуре запускаются циркадные ритмы.
На мероприятии была рассмотрена концепция Human Centric Lighting (HCL) – освещение, учитывающее влияние света на здоровье, настроение и продуктивность человека. HCL использует динамическое изменение интенсивности и цветовой температуры света в течение дня, чтобы имитировать естественный солнечный свет. Это помогает регулировать циркадные ритмы, улучшать качество сна, повышать концентрацию и общее самочувствие. Данную концепцию можно легко реализовать в офисном пространстве благодаря системе Tunable White.
Важно отметить, что освещение в офисе должно способствовать коммуникации. Важным аспектом для этого является хорошо освещенное лицо собеседника и правильно расположенные тени. Исходя из этого, в Европе распространены системы отраженного освещения, для того чтобы свет был достаточно ярким, не ослеплял и создавал комфортное равномерное освещение в офисном пространстве.
В качестве примеров освещения офисных пространств эксперты рассмотрели несколько реализованных объектов компании ARTLIGHT. Надеемся, что наш мастер-класс стал ценным источником знаний и вдохновения и поможет создать немало комфортных и продуктивных рабочих мест.
Реализованные проекты офисных пространств ARTLIGHT:
Видеозапись семинара выложена на нашем YouTube-канале:
Этот мастер-класс был седьмым в цикле лекций по светодизайну. Ознакомиться с материалами предыдущих мастер-классов Вы можете на нашем сайте:
- мастер-класс «Световая психология, или с чего начинается светодизайн»
- мастер-класс «Практический светодизайн или как «выжать» из проекта максимум»
- мастер-класс «Световые сценарии: от теории к воплощению»
- мастер-класс «Секреты освещения объектов Horeca на примере кафе и ресторанов»
- мастер-класс «Свет как главный помощник в сфере красоты»
- мастер-класс «Искусство светового уюта в гостиницах и апарт-отелях»