О светильниках для музея - ARTLIGHT | светотехническая компания
Ru
Ru
En
+7 (495) 640-50-20

Москва

+7 (812) 740-70-30

Санкт-Петербург

8 (800) 500-33-36

Бесплатно по РФ

Заказать звонок
Ru
Ru
En
+7 (495) 640-50-20

Москва

+7 (812) 740-70-30

Санкт-Петербург

8 (800) 500-33-36

Бесплатно по РФ

Заказать звонок
Главная ---  Все новости ---  Мероприятия --- 

О светильниках для музея

Все новости Мероприятия Обучение Новинки Акции

О светильниках для музея

О светильниках для музея 10.07.05

Мероприятия

Искусство освещать искусство

Великие импрессионисты для лучшего восприятия замысла рекомендовали смотреть свои работы, равно как и всю остальную живопись, в условиях, приближенных к тем, в которых эти произведения создавались - на открытом дневном свету. Потому что только так можно увидеть все фактуры, тона и полутона и тем самым максимально приблизиться к пониманию образа. Однако осознание ценности художественного наследия и желание сохранить его для будущих поколений не позволяет нам сегодня воспользоваться советом мастеров.

Современные отечественные нормы выработаны очень давно и во многом носят экспериментальный характер, потому что на момент их создания действие света на материалы не было достаточно изучено. Сейчас в мире наблюдается отчетливая тенденция к пересмотру норм музейного освещения. Исследования, которые активно ведутся в Германии, дают основания согласиться с сотрудниками музеев и галерей, утверждающими, что если художественным объектам после двух-трех лет экспонирования давать «отдыхать», они сохраняются лучше. Учеными установлено, что имеет значение не столько уровень освещенности, сколько количество облучения, определяемое в каждом случае индивидуально. Это объясняет и многочисленные примеры известных художников, когда акварели в обычных условиях висят на открытом свету по сто и более лет и не теряют качества, как бы опровергая все нормы. В действительности чтобы оценить, какое освещение пригодно для экспоната, надо узнать его норму облученности, которая зависит от химического с става красок и материалов.

Ars longa, vita brevis
Жизнь коротка - искусство вечно. Если бы этот тезис распространялся и на материальную сторону гениальных творений художников, проблемы музейного света не было бы. Однако абсолютные ценности не существуют отдельно от материи, в которой получают воплощение. Этот извечный конфликт между жизнью и искусством определяет сложность и противоречивый характер требований, которые предъявляются современному экспозиционному освещению.
Перед музейными осветителями ставится целый комплекс задач. Во-первых, необходимо показать произведение искусства качественно: то есть, с одной стороны, полно и достоверно выявить параметры, составляющие основу его художественности - форму, цвет, фактуру, материал, а с другой - учитывая физиологические особенности человеческого зрения, постараться исключить возможные помехи: блики, слепящий эффект, слишком резкие контрасты. Во-вторых, нужно при этом суметь обеспечить сохранность экспоната, потому что даже дневной свет действует на них губительно: бумага желтеет, органические вещества распадаются, меняется химический состав красок.
Поскольку адекватное представление экспоната требует достаточно сильного света, а его сохранность обеспечивается именно при низком уровне освещенности, музейное освещение - всегда плод компромисса: правильное решение здесь располагается между двух полюсов. Но и этим не исчерпывается существо проблемы. Ситуация осложняется тем, что в каждом отдельном случае приходится учитывать и массу других факторов. Стандартные методы освещения и нормы дают лишь правильное направление, но не готовые ответы. Для создания оптимальных условий восприятия искусства имеют значение цвет и фактура поверхностей стен, расположение окон, архитектурные особенности помещения. В свою очередь учитываются размер картины и её расположение относительно окон и других экспонатов, суточные и метеорологические изменения освещенности помещения, не говоря уже о том, что невозможно качественно представить любое произведение искусства без понимания замысла мастера. Идеальный микроклимат для жизни каждого отдельного экспоната создается усилиями целой группы профессионалов, куда входят осветители, специалисты по монтажу, искусствоведы. Исходя из заданных условий к осветительной установке предъявляются жесткие требования, а именно: качественная цветопередача и повышенная адаптируемость к различным уровням естественного освещения, отсутствие вредных воздействий и удобство конструкции.


Закон есть закон
Сохранность экспонатов гарантируется нормами освещенности. В отличие от производственных, учебных и других помещений, где устанавливаются нижние допустимые показатели, для музеев определяются верхние границы норм, которые не должны превышаться ни при каких условиях. Эти уровни различны для разных экспонатов: так, например, для тканей, газетной бумаги и акварели освещённость не должна превышать 50 лк, для живописи масляными красками - 150 лк, а для драгоценных металлов и камней - 500 лк. Кроме того, должно быть исключено или сведено к минимуму присутствие агрессивных ультрафиолетового и инфракрасного излучений: первое оказывает прямое разрушительное действие, приводя к распаду молекул, второе косвенно способствует старению материалов, ускоряя химические реакции через увеличение температуры. Причем опасность ультрафиолетового излучения усугубляется тем обстоятельством, что оно обладает так называемым кумулятивным эффектом - свойством накапливаться.
Соблюдение норм очень строго отслеживается на всех уровнях во всех странах. При этом их воплощение в жизнь часто оказвывается своего рода искусством возможного. Например, акварель. Для нее правила предусматривают 50 лк, однако такое освещение не позволяет различить тонкие переливы краски и цветовые нюансы. Но выход из положения все-таки есть - общий темный фон. Глаз адаптируется к темному и 50 лк становятся достаточным освещением. Все эти меры требуют известной изобретательности, поэтому музейное считается наиболее сложным из всех видов освещения.
Идеальное пространство для искусства
Идеальные условия для экспонирования произведений изобразительного искусства при существующих нормах - это полностью закрытое для доступа естественного света помещение. И современные музеи придерживаются этой модели. Однако абсолютное большинство хранилищ шедевров мирового искусства - это исторически сложившиеся здания: дворцовые сооружения, особняки и даже вокзалы, где этот принцип последовательно выдерживать невозможно. Здесь в обязательном порядке рекомендуется закрывать или зашторивать окна, потому что применение поглощающей ультрафиолетовые лучи пленки стопроцентного эффекта защиты не дает. Но так или иначе современная экспозиция строится на искусственном свете.

Лампы
Искусственное освещение подразумевает использование источников света. В их подборе прежде всего руководствуются частными задачами. Обычно используются лампы накаливания - традиционные и галогенные. Их неоспоримое преимущество - сплошной спектр, который обеспечивает идеальную цветопередачу - она здесь равна единице. Очень хороши галогенные лампы холодного пучка. Благодаря конструкции отражателя инфракрасная область спектра в падающем свете практически не присутствует. Такие галогенные лампы могут устанавливаться в светильники с изменяемым фокусом, который позволяет осуществлять настройку та¬ким образом, что свет будет литься только на картину.
Еще один плюс ламп накаливания - в их относительной компактности, что очень важно при освещении музейных залов, располагающихся в исторических зданиях, где на фоне дворцовых интерьеров с исконными светильниками современное оборудование выглядит «инородным телом». Малогабаритные приборы на сегодняшний день можно создать пока только на основе лампы накаливания - она может иметь до 50 мм диаметр, а требуемый для ее работы трансформатор невелик по размерам. Единственный недостаток этих ламп в высоком энергопотреблении. Но игра стоит свеч, ведь это плата за качество.
Люминесцентные лампы в силу линейчатой структуры спектра никогда не позволят добиться стопроцентного воспроизведения цвета. В то же время тот индекс цветопередачи, который имеют новейшие разработки, вполне достаточен для того, чтобы успешно применять их в музеях и выставочных залах. Сейчас довольно широкое распространение получили лампы Т5 для светильников с диммируемыми ЭПРА, что дает возможность отстраивать необходимый уровень интенсивности освещения. Эти лампы рекомендуется применять в картинных галереях. Для освещения ювелирных изделий и объемных форм лучше применять точечные лампы накаливания - протяженный люминесцентный свет не дает игры и правильного тенеобразования.

Защита
Нейтрализовать действие ультрафиолета помогают фильтры, поглощающие эту область спектра, и специальные интерференционные покрытия.
Отсутствие нагрева в стандартных случаях обеспечивается за счет расстояния между источником и экспонатом (не менее 1 м).
Сфера особого внимания
Подбор лампы и светильника не просто технический момент, связанный с соблюдением действующих норм и правил. Свои требования выдвигает и само произведение искусства. При освещении арт-объектов первостепенное значение приобретает фактор цвета света. Определяют цветность лампы для каждой картины специалисты-искусствоведы, знающие все особенности использованной при ее написании техники, качество материала и состав красок. Живопись разных школ, времен и даже отдельных мастеров существенно отличается по многим параметрам. Итальянские художники, жившие после Рафаэля, придерживались принципиально иной техники живописного письма и обработки холста, чем их предшественники. Материалы эпохи Возрождения отличались от красок и грунта, использовавшихся в XIX веке. Работы Фра Анжелико требует очень чуткой подсветки, потому что его краски положены на золото, а написанные шестигранными мазками и металлическими лаками полотна Врубеля готовы засветиться сами.

Принцип гармонии
Исходя из живописной специфики и норм освещенности должна выстраиваться и вся экспозиция: нельзя выставлять в одном зале акварель, которой положено 50 лк и ювелирные изделия, допускающие 500 лк, нельзя рядом повесить Тициана с его жаркими цветами и нежного почти прозрачного Боттичелли. Кроме того, при рассчете трассы обхода необходимо учитывать адаптационные уровни. Лучше идти от малых уровней освещенности к более высоким. И, конечно, нужно уберечь посетителей от слепящего действия светильников, всевозможных бликов, а также позаботиться об эстетичности осветительных конструкций: искусно скрыть их, если это дворцовый интерьер, и сделать максимально легкими и незаметными в современном выставочном пространстве.

Материал был опубликован в июньском номере журнала Light Design за 2005 год. Автор Элина Лобацкая

Поделиться:

Благодарим Вас за обращение в нашу компанию, мы перезвоним Вам в ближайшее время! В рабочий день среднее время ожидания не превышает 15 минут

Благодарим Вас за обращение в нашу компанию,
мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
В рабочий день среднее время ожидания не превышает 15 минут

Благодарим Вас за обращение в нашу компанию,
мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
В рабочий день среднее время ожидания не превышает 15 минут

NO_RU