Освещение гостиниц и ресторанов. Полезная статья. - ARTLIGHT | светотехническая компания
Ru
Ru
En
+7 (495) 640-50-20

Москва

+7 (812) 740-70-30

Санкт-Петербург

8 (800) 500-33-36

Бесплатно по РФ

Заказать звонок
Ru
Ru
En
+7 (495) 640-50-20

Москва

+7 (812) 740-70-30

Санкт-Петербург

8 (800) 500-33-36

Бесплатно по РФ

Заказать звонок
Главная ---  Все новости ---  Мероприятия --- 

Освещение гостиниц и ресторанов. Полезная статья.

Все новости Мероприятия Обучение Новинки Акции

Освещение гостиниц и ресторанов. Полезная статья.

Освещение гостиниц и ресторанов. Полезная статья. 20.11.04

Мероприятия

Туризм и путешествия приобретают в наше время все большую популярность. Посещение торговых центров, спортивных мероприятий и сезонных выставок, а иногда и просто потребность в смене впечатлений позволяют переместиться из привычной обстановки в гостиницы и мотели, рестораны и кафе, бистро и бары. Привлекательность мест отдыха определяет и их финансовую успешность, так как современные туристы привыкли к высоким стандартам комфорта и сервиса.
Путешествия расширяют кругозор. А после возвращения с отдыха предметом обсуждения часто становятся и такие прозаические вещи, как еда, напитки и гостиничные условия. Последний фактор напрямую связан с оформлением интерьера отеля.
Отчасти привлекательность ресторанов и гостеприимность гостиниц определяются уровнем сервиса в них. Однако за этим следует комфортабельность окружающего пространства, каждая деталь которого должна создавать у гостей ощущение домашнего уюта и формировать запоминающийся оригинальный образ данного заведения. Для достижения этих целей хорошо подобранное освещение жизненно необходимо.
Зрительное восприятие играет очень важную роль. В отеле или ресторане не только сами предметы, которые мы наблюдаем, но и те способы, с помощью которых они демонстрируются, оставляют ощущения - приятные или нет. Критическое время для мест подобного рода - вечерние часы. Здесь на первое место по значению выходит искусственное освещение, напрямую влияющее на впечатления гостей и клиентов. Кроме этого, многочисленные помещения, например коридоры, ванные комнаты и конференц-залы, нуждаются в искусственном освещении и в светлое время суток.
Успешное планирование освещения требует как серьезных технических знаний, так и дизайнерского опыта. Технологии освещения быстро прогрессируют. Появление новых типов ламп и светильников расширяет палитру оборудования, доступную архитекторам и дизайнерам по интерьеру. Развитие техники освещения позволяет создавать высокий уровень светового комфорта при сохранении приемлемых цен для заказчика. В конечном итоге хорошее освещение, гибко адаптированное к разнообразным потребностям гостей отелей и клиентов ресторанов и других аналогичных заведений, может внести заметный вклад в коммерческий успех данного вида бизнеса.
Базовая светотехническая информация
Для расчетов освещения существует четыре основных фактора, характеризующих количество света: световой поток, сила света, яркость и освещенность. В зависимости от ориентации поверхности, для которой приводится последний параметр, различают горизонтальную и вертикальную освещенность, причем отношение вертикальной освещенности к горизонтальной определяет качество зрительных условий. Помимо этого, на зрительные условия влияет и так называемая номинальная освещенность (Еп), средние пространственные и временные значения которой рассчитываются либо для помещения в целом, либо для его специфических зон. Традиционно измерения проводят на условной плоскости, находящейся на высоте 0,85 м от пола. Важным моментом является заметное влияние на освещенность отражающих свойств поверхностей помещения и мебели.
Примеры требований к номинальной освещенности (по стандарту DIN 5035, часть 2):
• Приемные (зоны рецепции) 200 лк
• Конференц-залы 300 лк
• Обеденные залы 200 лк
• Кухни 500 лк
Распределение яркости в помещении зависит от распределения освещенности и отражающих свойств поверхностей в интерьере. Человеческий глаз обладает способностью адаптации к перепадам яркости, тем не менее, когда эти перепады чрезмерно выражены, может возникать зрительное утомление. Частный случай неравномерного распределения яркости представляет собой блескость - явление, возникающее при попадании в поле зрения компактных ярких пятен. Все виды блескости существенно снижают зрительное восприятие. Стандарт DIN 5035 разделяет ее на прямую и отраженную. Прямая блескость возникает вследствие повышенной яркости открытых ламп или светильников. Ее степень зависит от яркости и относительного размера светящих частей в поле зрения наблюдателя, положения блеского источника в пространстве, направления линии зрения наблюдателя, уровня окружающей освещенности и коэффициентов отражения поверхностей помещения. Оценка прямой блескости производится в пределах утла 45°, отсчитываемого от горизонтальной линии зрения наблюдателя. Отраженная блескость вызывается зеркальным отражением, действующим по закону 'угол падения света равен углу отражения'. При планировании освещения необходимо учитывать наличие зеркальных поверхностей, чтобы избежать отражений вдоль главной линии зрения людей.
Направление света и тенеобразование (моделирующий эффект) влияют на зрительную информацию, которую мы получаем о предметах вокруг нас. Светораспределение светильников и их расположение в помещении определяют направление света, что в свою очередь влияет на формирование, расположение и глубину теней. Таким образом, направление света должно выбираться исходя из выполняемых зрительных задач. Грамотное применение моделирующего эффекта может помочь выделить определенные зоны помещения либо привлечь внимание к потенциальным опасностям.
Для общего интерьерного освещения рекомендуется сбалансированное тенеобразование с мягкими краями теней. Общим правилом является избежание резких, глубоких теней, равно как и полного отсутствия моделирующего эффекта, так как в этом случае теряется восприятие объемных предметов, возникает монотонное зрительное ощущение, способствующее утомлению.
В интерьерном освещении важно также цветовое восприятие света. Стандарт DIN 5035 делит лампы на три группы по цветности, исходя из значения цветовой температуры:
• Тепло-белая (ww) Тцв менее 3000 К
• Нейтрально-белая fnw} Тцв от 3300 до 5000 К
• Дневная (dw) Тцв более 5000 К
В зависимости от зрительной задачи стандартом DIN 5035, часть 2, рекомендуются различные цветности света. Например, тепло-белый свет подходит для комнат отдыха и рекреаций, офисов и всех помещений, где важно создать физический комфорт человека.
Цветопередача ламп обладает заметным влиянием на восприятие окрашенных объектов. Этот параметр описывается общим индексом цветопередачи Ra. Кроме этого, лампы разделены на условные группы по цветопередаче в зависимости от значения Ra. Чем выше значение Ra либо меньше номер группы, тем выше цветопередающие свойства данной лампы. Для освещения гостиниц и ресторанов стандартом DIN 5035, часть 2, рекомендуется применять лампы, относящиеся к группам не ниже 1В и 2А.
Группа цветопередачи (CR) Диапазон Ra
1А Ra>90
1В 80 < Ra ' 90
2А 70 < Ra < 80
2В 60 < Ra < 70
3 40 < Ra ' 60
4 20 < Ra < 40
Управление освещением
Включение светильников и регулирование уровней освещенности в больших зданиях могут осуществляться вручную, при этом освещение каждой зоны управляется индивидуально и произвольно. Тем не менее практика показывает, что данный подход нецелесообразен из-за а) увеличения расходов на содержание специального технического персонала и б) невозможности точного соответствия световых схем реальным потребностям. Задача включения и регулирования освещения может быть решена более надежно и экономично при использовании электрических, электронных и фотоэлектронных систем управления.
Автоматическое включение и отключение освещения обычно используется в системах с фоторезисторами, регистрирующими уровень естественной освещенности. Контроллер для управления наружным освещением может быть настроен на пороговую освещенность от 2 до 800 лк. Для внутреннего освещения этот диапазон составляет от 100 до 10000 лк.
При регистрации достижения порогового уровня освещенности система вырабатывает управляющие им пульсы напряжения, передаваемые по кабелям или беспроводным (инфракрасным) каналам на исполнительные устройства (реле). Срабатывание реле происходит после программируемой задержки, которая исключает случайные срабатывания при кратковременных изменениях наружной освещенности. Таким образом можно управлять светильниками с любыми видами ламп.
Дистанционное управление освещением осуществляется с пультов, работающих на инфракрасных лучах. Так как питание пультов обычно не зависит от электрической сети, пользователь освещения получает практически неограниченные возможности в их использовании. Приемники управляющих сигналов питаются от сети и соединяются с управляемыми нагрузками. Приемник может быть вмонтирован в стену вместо традиционного выключателя освещения, в розетку для ее включения и регулирования мощности, в распределительную коробку или прямо в корпус светильника. Первые два варианта являются простым способом модернизации существующей системы освещения, а остальные позволяют создать более гибкие световые схемы.
Светорегулирование повышает значение освещения в рабочих помещениях и конференц-залах. Так как использование диммеров сужает выбор возможных видов ламп и светильников, этот аспект должен продумываться еще на стадии планирования освещения. Светорегулированию поддаются следующие типы ламп:
• все лампы накаливания общего назначения и галогенные лампы сетевого напряжения,
• низковольтные галогенные лампы с обычными трансформаторами при использовании автотрансформаторов
и диммеров для индуктивной нагрузки;
• низковольтные галогенные лампы с электронными трансформаторами при использовании диммеров для
емкостной нагрузки;
• люминесцентные лампы с обычными балластами при использовании диммеров для индуктивной нагрузки и
дополнительных устройств подогрева электродов;
• люминесцентные лампы с регулируемыми электронными балластами, имеющими аналоговые или цифровые
управляющие входы;
• компактные люминесцентные лампы с внешними регулируемыми электронными балластами.
Компактные люминесцентные лампы с цоколями Е27 и двухштырьковыми для внешних балластов не поддаются светорегулированию. Ртутные и натриевые лампы высокого давления допускают снижение мощности только до 50% путем введения в схему дополнительного балласта. Этот способ неприменим к металлогалогенным лампам высокого давления, так как снижение мощности заметно ухудшает их цветность.
Освещение гостиниц и отелей
В условиях гостиниц и отелей трудно переоценить роль освещения. Многие гости прибывают по вечерам и не могут быстро сориентироваться в местных условиях. Устройство наружного освещения в данном случае служит знаком внимания со стороны гостиницы; оно повышает безопасность на дорожках и подступах к зданию и демонстрирует новым - в том числе и только потенциальным - постояльцам уровень комфорта, который им следует ожидать внутри.
Объектами наружного гостиничного освещения становятся подъездные дороги, парковки и дорожки к ним, прилегающие парки, клумбы и деревья, фонтаны, наружные лестницы и ступеньки, внутренние дворики и террасы. Кроме этого, наружный подсвет самого здания отеля является разновидностью высокоэффективной рекламы. Для всех этих применений существует огромное количество специальных светильников. При их выборе достаточно соблюдать несколько простых правил:
• исключать слепящее действие света;
• избегать применения ламп накаливания;
• по возможности использовать экономичные галогенные, люминесцентные и компактные люминесцентные
лампы, а также лампы высокого давления.
Подъезды, ворота и порталы
В промежуточной зоне между светлым фойе гостиницы с освещенностью 200 лк и сравнительно темной улицей (5 лк) человеческому глазу приходится адаптироваться к заметному изменению яркости. Как известно, процесс адаптации требует определенного времени, в течение которого человек может вовремя не заметить ступеньки или неровности под ногами либо другие потенциальные опасности. Правильное освещение рассматриваемой зоны должно облегчать адаптацию, обеспечивая плавный переход между ярким внутренним помещением и ночной улицей. Чтобы не испортить этот эффект, необходимо тщательно избегать возникновения блескости. Для снижения яркостных контрастов вместо мощных светильников с прозрачными защитными стеклами рекомендуются варианты с матовым рассеивателями и большими светящими поверхностями. Неплохие результаты получаются и с традиционными светильниками с рассеивателями из белого стекла на фоне стен светлой окраски, однако уже при установке их на стену из обычного красного кирпича яркостный контраст может превысить рекомендуемое значение.
При выборе конкретной модели светового прибора важно принимать во внимание общее архитектурное решение здания. Светильники подбирают в соответствии с архитектурой здания либо, напротив, путем создания удачного контраста стилей. Размещение светильников должно быть адекватным по отношению к 'ритму жизни' здания, его размерам и структуре фасадов. Рекомендуется по возможности выделять светом наиболее привлекательные детали наружной отделки здания.
Для установки на фасадах подходят светильники с рассеивателями из стекла или из стекла и металла. В последнем случае металлическая часть выполняет функции отражателя либо экрана, предотвращающего слепящее действие лампы. Могут использоваться также полностью металлические светильники со специальными оптическими системами, обеспечивающими направление лучей на землю или отдельные части стены.
Около наружных дверей и ворот можно установить светильники на столбах, что позволяет зрительно увеличить размер переходной зоны между интерьером здания и улицей. Рекомендуется выбирать модели аналогичного дизайна и с аналогичными характеристиками для освещения парковок и подъездных дорог.
Для освещения открытых подъездов, террас и портиков зданий используются устанавливаемые под навесами даунлайты широкого светораспределения. При достаточно большой площади навеса можно разместить светильники таким образом, чтобы освещенность плавно нарастала для прибывающих гостей и незаметно спадала для отъезжающих. Создаваемый этим способом ночной облик отеля определяется в основном его архитектурой, однако некоторые черты индивидуальности могут быть внесены только за счет освещения.
Важность первого впечатления
Несмотря на то, что размеры входных зон отелей могут отличаться очень сильно, функциональные требования к их освещению едины. Описываемые здесь требования касаются фойе и открытых пространств, зоны рецепции (главная цель для вновь прибывших) и комнат отдыха для гостей. Вдоль направлений перемещения людей в фойе необходимо поддерживать равномерную горизонтальную освещенность. В отдельных случаях для этой цели могут подойти индивидуальные декоративные светильники. Тем не менее для общего освещения рекомендуется регулярное расположение потолочных либо встроенных светильников. В особенно больших помещениях можно предусмотреть такую форму расположения светильников, которая подскажет посетителю путь к стойке рецепции, входу в ресторан или зону отдыха и т.п.
В помещениях обычной высоты практичным решением являются даунлайты с низковольтными галогенными либо компактными люминесцентными лампами. При высоких потолках рекомендуется использовать металло-галогенные лампы.
С эстетической точки зрения может потребоваться высветить определенную часть стены. Например, более высокая вертикальная освещенность может привлекать внимание к входам в лифт. Необходимо также подсвечивать картины и гобелены, которые в силу своего размера или расположения заметно влияют на облик помещения. Светильники для этой цели аналогичны по внешнему виду обычным даунлайтам. Разница заключается в типе примененной оптической системы.
Зона рецепции обычно является первым местом, где вновь прибывшие гости отеля встречаются с персоналом. Освещение над стойкой персонала не должно вызывать дискомфорта ни у сотрудников гостиницы, ни у постояльцев. Здесь должны использоваться светильники с широким светораспределением, обеспечивающие четкое различение лиц разговаривающих. Наружная поверхность стойки должна быть продумана таким образом, чтобы не создавать отраженной блескости от расположенных над ней светильников. Требования к внутренней (используемой персоналом), более низкой части стойки совпадают с нормами на освещение офисных рабочих мест. Рекомендуемая горизонтальная освещенность составляет 500 лк.
Светильники, расположенные в пространстве за стойкой рецепции, не должны создавать отраженной блескости на экране мониторов, установленных на стойке. Подойти для этой зоны могут люминесцентные светильники типа 'черное зеркало' с зеркальными параболическими отражателями и решетками.
Освещение и безопасность. Качественное освещение коридоров создает у постояльцев уверенность в собственной безопасности. Поиск комнаты в одиночестве, в ночное время и в плохо освещенном пространстве, в тихих коридорах с встречающимися в них незнакомцами для некоторых людей может стать настоящим кошмаром. Поэтому освещению гостиничных коридоров необходимо уделять большое внимание. Требования к качеству освещения:
• горизонтальная освещенность 100 лк;
• вертикальная освещенность не менее 1/3 от горизонтальной;
• тепло-белая цветность света;
• группа цветопередачи не ниже 2А;
• хорошая равномерность в пределах каждой зоны.
Субъективное восприятие правильно освещенного коридора:
• коридор выглядит светлым, в нем хорошо различаются человеческие фигуры;
• освещение создает домашнюю обстановку;
• цвет кожи выглядит натуральным и здоровым;
• отсутствуют пугающие островки глубокой тени.
Для освещения коридоров рекомендуется использовать только люминесцентные и компактные люминесцентные лампы, так как светильники остаются включенными в течение длительного времени. Для установки в потолок рекомендуются светильники максимально широкого светораспределения. Для более экономичного достижения требуемой вертикальной освещенности можно использовать настенные либо потолочные светильники с боковыми светящими поверхностями. При этом важно избегать блескости. Светильники отраженного света должны устанавливаться не ниже 3 м от пола, а настенные - на высоте плеча чело века, Необходимо предусмотреть средства аварийного освещения.
Если стены коридора освещены, он воспринимается как более широкий, причем одновременно сглаживаются тени от светильников, расположенных прямо над головой человека. Чтобы визуально сократить длину помещения, используют линейные светильники, расположенные перпендикулярно оси коридора. Компактные круглые и квадратные светильники не должны располагаться в один ряд по центру потолка. Вместо этого рекомендуется размещение в шахматном порядке, вдоль левого и правого края помещения. Принятой практикой является привязка размещения к расположению дверей. Чтобы разрушить монотонность общего освещения, его дополняют акцентирующими светильниками, направленными на стены или картины.
Освещение лестниц не должно отвлекать внимание человека от ступеней. Светильники рассеянного света устанавливаются на потолке или стенах. Применение акцентирующего света здесь неуместно. Человек, спускающийся по лестнице, не должен закрывать своей тенью более низкие ступени. Создаваемые освещением контрасты призваны выделять ступени на фоне друг друга. Требуемый уровень горизонтальной освещенности вдвое выше, чем в коридорах (200 лк), причем он должен быть дополнительно увеличен при использовании темных напольных покрытий.
Небольшие участки лестниц в несколько ступеней представляют собой особую опасность, так как их легко не заметить. В этом случае следует предусмотреть специальную подсветку при помощи, например, встроенных точечных светильников.
Психологический дискомфорт, испытываемый многими постояльцами в замкнутом пространстве лифта, может быть заметно снижен с использованием зеркал, успокаивающих оттенков света и правильно подобранной музыки. Для часто встречающихся в лифтах систем отраженного света, равно как и для светящихся потолков рекомендуются только люминесцентные лампы тепло-белого света. Благодаря светлому потолку кабина выглядит более высокой, а отраженный свет не вызывает ни теплового излучения, ни теней. Дополнительное либо альтернативное освещение может обеспечиваться даунлайтами и светильниками с компактными люминесцентными и низковольтными галогенными лампами. Освещенные стены визуально увеличивают объем кабины.
Освещенность на лифтовых площадках должна вдвое превышать уровень, принятый в остальном коридоре.
Свет как важная часть меню. При планировании освещения зон приема пищи важно учитывать множество факторов, таких как основное назначение помещения, наличие в нем естественного света, функциональное и декоративное значение имеющихся окон, конструкцию потолка и особенности мебели. В общем случае нормируемая освещенность составляет 200 лк при тепло-белой цветности света и группе цветопередачи ламп 1В.
Размер зала определяет тип необходимых светильников и число световых точек. В небольшом помещении нормируемая освещенность и нужная световая атмосфера могут быть созданы и при использовании небольшого числа одинаковых светильников. Уменьшить число световых точек в большом помещении можно путем использования системы общего освещения с трехполосными люминесцентными лампами, дополняемой двумя другими осветительными системами с другими типами ламп. Размещение этих светильников может быть зонировано в соответствии с планировкой зала.
Естественный свет, попадающий в помещение, не всегда обеспечивает адекватную освещенность на удаленных от окна столиках. Для предотвращения заметных неприятных перепадов яркости в зале рекомендуется подключать светильники к раздельно управляемым группам, включаемым в зависимости от времени суток. Окна зала, из которых обычно открываются красивые вечерние виды, должны быть защищены от отраженной блескости внутренних светильников. При наличии красивых занавесок большой площади рекомендуется их цветная подсветка, что в вечернее время подчеркивает этот элемент декора.
Специфика использования помещения должна учитываться и при планировании освещения. При неизменном расположении столиков осветительная система может соответствовать их размещению, создавая световые акценты в нужных местах. Если планировка зала регулярно изменяется, должна быть обеспечена высокая равномерность горизонтальной освещенности, которая обычно достигается равномерным расположением световых точек. Разрушить однообразие в этом случае помогут декоративные настенные светильники или световые акценты на стенах.
Свет для домашнего уюта. Удобные, имеющие привлекательный дизайн светильники и мебель формируют запоминающуюся обстановку гостиничного номера. А она является важной составляющей представлений гостей о классе гостиницы, в результате чего требует серьезного внимания владельцев отеля. Проблема несколько осложняется тем, что не существует каких-либо стандартов на уровни освещенности и типы светильников в гостиничных номерах. Как и в обычном жилом интерьере, освещение здесь должно выполнять две основные функции:

• обеспечивать объективно достаточные зрительные условия в зоне входа, ванной комнате, спальне и местах для домашних занятий и
• создавать субъективно воспринимаемую гармоничную, расслабляющую и комфортную атмосферу при помощи световых свойств, дизайна и размещения отдельных световых приборов.
Рекомендуемая освещенность составляет 50 лк при тепло-белой цветности света и группе цветопередачи 1В.
Качество освещения в номерах - не менее важный критерий общего уровня отеля, чем кулинарные достижения гостиничного ресторана. С учетом развития световых технологий все системы освещения старше десяти лет можно считать морально устаревшими, а часто и неэкономичными. Сравнительно простой способ повышения экономичности существующего освещения, основанного на лампах накаливания, заключается в переходе к компактным люминесцентным лампам со стандартными резьбовыми цоколями.
Освещение и взаимопонимание. Разнообразные коммерческие компании, ассоциации и политические партии обнаруживают все большую потребность в аренде помещений для проведения конференций, семинаров и тренингов. Привлекательность имеющихся в конкретном отеле помещений не в последнюю очередь определяется их структурой и техническим оснащением. Помимо традиционной устной формы, современное обучение предусматривает все большее использование аудиовидео аппаратуры и информационных технологий. Этим вызваны особые требования к системе освещения учебной комнаты. При использовании световой проекции и компьютерных мониторов качество освещения играет ключевую роль в пригодности помещения для проведения обучения.
Все виды мероприятий, для которых используются конференц-залы, можно условно разделить на две группы. Они различаются по своему характеру и организации, которым должно следовать и применяемое освещение:
• учебные мероприятия, занимающие один или несколько полных рабочих дней, обычно строятся по плотному
почасовому расписанию, предполагают активную деятельность всех участников и интенсивное использование презентационной техники. В этом случае необходима система рабочего освещения, учитывающая наличие
в помещении средств светового отображения информации. В соответствии со стандартом DIN 5035, часть 4,
требуемая освещенность составляет 500 лк, цветность света - нейтрально-белая или тепло-белая, группа цветопередачи не ниже 2;
• сравнительно короткие конференции, проводимые в рабочей обстановке и допускающие только эпизодическое
применение презентационного оборудования. Необходима сбалансированная комбинация функционального и декоративного освещения зала. Требования стандарта DIN 5035, часть 2, - освещенность 300 лк, нейтрально-белая или тепло-белая цветность света, группа цветопередачи 2А.
Во всех помещениях для проведения групповых мероприятий окна должны быть оборудованы регулируемыми шторами или жалюзи светлых оттенков для предотвращения негативного воздействия дневного света на внутреннюю световую обстановку. Прямой солнечный свет может также повышать температуру внутри комнаты, чего удается избежать с применением жалюзи из металла.
Каждый опытный организатор семинаров знает, что активность слушателей и их способность к восприятию информации во многом зависит от адекватности освещения помещения. Основное средство управления освещенностью - диммеры - позволяют поддерживать неизменность световой обстановки в течение светлого и темного времени суток, а также создавать оптимальные условия для наблюдения визуальной информации. Процесс перехода к новому уровню освещенности должен занимать от 3 до 10 секунд. При использовании слайд-проекторов создаваемая на экране вертикальная освещенность не должна превышать 10% от общей горизонтальной.
Наилучшим образом всем перечисленным условиям удовлетворяют светильники с обычными и компактными люминесцентными лампами с отражателями типа 'черное зеркало'. Помимо всего прочего, они позволяют также эффективно избежать прямой блескости в помещении. Борьба с отраженной блескостью заключается в выборе покрытия для рабочих столов, которое должно иметь светлую, слегка шероховатую отделку.
Освещение ресторанов. В соответствии со стандартом DIN 5035, часть 2, в помещениях ресторанов должно быть обеспечено достаточное рабочее освещение для персонала. Вместе с тем они должны обладать особой внутренней атмосферой, призванной обеспечить максимальный комфорт клиентов. С этой точки зрения существует три основных требования к системе освещения:
• необходимо подчеркивать удобное расположение столиков и аппетитность тщательно приготовленных блюд;
• цвет и черты лица гостей должны выглядеть благоприятно;
• свет призван улучшать общее восприятие зала и подчеркивать заслуживающие внимания детали отделки.
Достаточное освещение столиков может создаваться подвешенными прямо над ними защищенными от блескости светильниками. Высота подвеса выбирается минимальной, но такой, чтобы светильник не мешал сидящим за столом людям общаться. Подобный подход рекомендуется для всех залов с фиксированным расположением столиков.
Во всех случаях рекомендуется обеспечивать освещение потолка. Потолочные светильники должны давать рассеянный свет, по возможности засвечивая стены зала. Для этой же цели могут применяться установленные на потолке прожекторы или специальные настенные светильники.
Восприятие людей в помещении отчасти зависит от светораспределения светильников и их расположения в пространстве. Правильное освещение подразумевает сбалансированное падение света сверху и с боков лица, что позволяет одновременно избежать глубоких теней и зрительного однообразия. Практическое воплощение этого подхода подразумевает яркие потолочные и стенные поверхности. Чтобы создать уютную обстановку в помещении с высоким потолком, следует использовать даунлайты. Остальные светильники, попадающие в поле зрения посетителей ресторана, служат и дополнительными источниками полезного света, и важными элементами окружающего декора. Пространство, прилегающее к бару, наиболее выгодно может быть подчеркнуто галогенными лампами холодного света. При компактности самих ламп, светильники для них могут иметь разнообразный дизайн и возможность перенаправления света. Лампы этого типа излучают сравнительно мало тепла вдоль оси излучения: более 60% его рассеивается задней поверхностью отражателя. При этом стекло стаканов искрится, а находящееся в них пиво остается холодным...
Небольшие встроенные светильники с различными световыми характеристиками могут устанавливаться прямо над стойкой бара. Вместо самого светильника в потолочную поверхность может быть встроено специальное низковольтное гнездо размером с пуговицу для установки акцентирующего светильника. С учетом большого выбора ламп широкого, среднего и узкого светораспределения мощностью 20, 50 или 100 Вт появляется возможность адекватного освещения близких и удаленных, некрупных и внушительных по размерам объектов. Галогенные светильники включаются с индивидуальными и групповыми (шинными) трансформаторами, причем возможно управление их мощностью при помощи диммероа.
Свет на открытых площадках. Лето предоставляет владельцам ресторанов и кафе отличную возможность для расширения своих площадей за счет прилегающей территории. Чтобы максимально использовать наружное пространство. необходимо заранее установить на нем красивую и вместе с тем практичную осветительную систему. Правильно подобранный вариант может привлечь дополнительных посетителей не только в крупный ресторан, но и в небольшое открытое кафе, состоящее всего из нескольких столиков поддеревьями парка.
Освещение ресторанного дворика важно и в зимнее время, так как оно во многом определяет виды, открывающиеся из окон. Приемлемо использование светильников, закрепленных на деревьях и оградах, элегантных торшеров и прожекторов для подсвета больших деревьев либо искрящейся воды фонтанов. Отдельно можно отметить подводные осветительные системы для бассейнов и водоемов, устройство которых подразумевает использование высококачественных светильников при соблюдении строгих норм безопасности.
Кофе, свет и искусство. Кафе традиционно обладают особой клиентурой. Тихий фон разговоров здесь прерывается редким шорохом свежей газеты и неотделим от аромата кофе и шоколада. Сотрудники офисов, ранее предпочитавшие проводить в кафе свои обеденные перерывы, теперь приходят сюда несколько раз Б день на несколько минут. Некоторые из заведений уже приспособились к этой тенденции, предлагая утренний кофе с круассанами наравне с обычным послеполуденным меню.
Дизайнер освещения сталкивается с уникальной задачей в тех случаях, когда в одном и том же помещении стираются четкие грани между традиционным кафе, бистро и галереей искусств. Преобладающая молодежная клиентура при этом ожидает впечатляющей мебели и светильников, соответствующих современному стилю жизни. Выходом в такой ситуации служат натяжные шинные системы с низковольтными галогенными лампами, оставляющие значительный простор для импровизации.
К третьему типу кафе относятся закусочные с кондиционированным воздухом, работающие в составе современных гостиничных комплексов. Состав посетителей здесь непрерывно меняется, благодаря чему специфика заведения лежит между залом ожидания и гостиничным баром При соблюдении ряда технических требований система освещения должна придавать помещению особый колорит, тем не менее находящийся в согласии с общим дизайнерским решением остального здания.
Бистро являются сравнительно новым словом в бизнесе общественного питания. Мебель и системы освещения в них свободны от необходимости подчиняться неким правилам. Традиционно здесь используется запоминающаяся отделка и яркий свет, однако дизайнерам интерьера и освещения необходимо помнить, что заведение подобного рода все же не является фаст-фудом - местом, где люди едят стоя. Бистро - символ современной городской жизни, где хорошая еда, напитки и благоприятная обстановка способствуют встречам и общению со знакомыми людьми.


Александр Фомин
Опубликовано в журналк 'Цоколь' № 6




Поделиться:

Благодарим Вас за обращение в нашу компанию, мы перезвоним Вам в ближайшее время! В рабочий день среднее время ожидания не превышает 15 минут

Благодарим Вас за обращение в нашу компанию,
мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
В рабочий день среднее время ожидания не превышает 15 минут

Благодарим Вас за обращение в нашу компанию,
мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
В рабочий день среднее время ожидания не превышает 15 минут

NO_RU