Москва
Санкт-Петербург
Бесплатно по РФ
Интересная статья. Основные тенденции рынка светового оборудования
Мероприятия
ТРЕНДЫ.
Основные тенденции рынка светового оборудования в 2000-2004 гг.
Рынок светового технического и бытового оборудования развивался в посткризисный период очень высокими темпами. Для этого есть несколько причин. Но более интересны не количественные показатели, а качественное изменение структуры рынка. Его медленное, но уверенное взросление.
Практически все эксперты указывают на большую закрытость бизнеса светового оборудования. Косвенно это подтверждается и отсутствием подробных исследовательских данных по этой тематике. Поэтому судить об уровне развития данного сегмента можно только на основе мнений основных игроков.
Первое, что явно 'бросается в глаза' - слабая конкуренция непосредственно на уровне продукта. 'Скорее, можно говорить о состязании административных и дипломатических талантов руководителей той или иной компании. Личностный фактор для нашей работы порой значит гораздо больше, нежели саморегулирующийся механизм спроса и предложения, а хорошее отношение представителя генподрядной организации играет не меньшую роль, чем уровень цен на оборудование', - сетует Роман Марков, начальник отдела маркетинга компании ARTLIGHT. - 'С другой стороны, рынок растет быстро и не только в количественном, но и в качественном плане. Появились новые потребители светового оборудования: в первую очередь, крупные сетевые магазины и компании по оказанию услуг. До 1998 года о них не приходилось даже мечтать. Для них важны прозрачные правила взаимодействия, есть единая для всех объектов система спецификаций и стандартов, что существенно снижает возможность для недобросовестной конкуренции. Именно на таких тендерах проявляются истинные возможности каждой компании - поставщика оборудования', - продолжает Р. Марков. Практически каждая компания имеет одного-двух так называемых якорных партнеров. Они как бы задают 'первую ноту', указывают некие ориентиры дальнейшего развития, обеспечивают стабильность и долгосрочность планов. Например, у MODUL - это медицинская сеть MEDI, ARTLIGHT вплотную сотрудничает с SELLA '.
К сожалению, ни один из участников не может в настоящее время точно оценить емкость рынка светового оборудования в Петербурге. Нет и четкого представления о динамике. Она отличается в разы. Во многом это связано с возрастом той или иной компании. MODUL заявляет о прямой корреляции динамики продаж с развитием строительного рынка и рынка реконструкции жилых объектов, т.е. порядка 15-20%. Относительно молодая компания ARTLIGHT показывает куда более впечатляющие результаты: удвоение продаж с каждым годом.
'По опыту последних лет идет колоссальный рост продаж. Однако пиковые значения уже пройдены. Если в 2003 году мы увеличили свои показатели на 50%, то в текущем он будет меньшим. Рынок постепенно стабилизируется и распределяется между основными игроками, и динамика становится не самым главным ориентиром', - комментирует Рамиз Шалсатдинович …, зам. генерального директора компании 'КСК-электро'.
Если по количественным показателям компании существенно разнятся, то по профилю конечного потребителя существует некий общий знаменатель. До 40-50% заказчиков светового оборудования - это архитекторы, которые ведут проекты реконструкции жилых помещений. Примерно четвертая часть - строительные организации. Остальные так называемые непрофессионалы: владельцы небольших магазинов, ресторанов, кафе, салонов красоты, офисов. 'В Москве профиль клиентов существенно отличается от нашего. Там до 80% 'наших партнеров' - это профессиональные архитекторы. По хорошему мы им завидуем, так как заказы от этой группы как правило поступают постоянно в течение долгого периода. Как минимум, они приходят к нам по второму кругу', - объясняет Елена Михалева, менеджер по рекламе и PR компании MODUL. В то же время по профилю клиента можно заметить две разнонаправленные тенденции. Одни игроки все больше уходят в нишу узкоспециализированной тематики (например, оснащение промышленных объектов), другие - максимально расширяют линейку своей продукции, ориентируясь на широкий спектр конечных потребителей.
'Наша компания традиционно специализировалась на освещении промышленных объектов. Поэтому до 60% заказов идет именно от них. Мы уверенно чувствуем себя в этой части и в ближайшее время не собираемся активно выходить в другие ниши', - поясняет Сергей Шумов, руководитель направления светотехнического оборудования компании СПДГ. А стратегия 'КСК - электро', наоборот, направлена на расширение всей ассортиментной линейки и максимальной группы потребителей. Компания целенаправленно продвигает свою продукцию в самой демократичной части рынка - розничных продажах через магазины формата DYS.
Каково бы ни было направление развития компании, для всех справедливо одно общее правило, которое четко обозначилось в последнее время: клиент требует полного пакета услуг от поставки светотехнического оборудования, до разработки проектной документации, монтажа и сервиса, на английском оно бы звучало 'клиент навсегда'.
За последние несколько лет потребители светотехнического оборудования стали гораздо грамотнее. Роман Марков замечает:'Я не говорю об архитекторах, которые в силу своего ремесла должны разбираться в специфике и новинках. Более искушенными стали непрофессиональные потребители - собственники небольших коммерческих объектов. Они много ездят за границу, знают об инновациях в сфере дизайна интерьеров и в части светотехнической начинки. Они прошли ликбез и теперь имеют достаточный уровень культуры, чтобы самостоятельно и адекватно формулировать свои пожелания'.
Невзирая на динамичное развитие рынка, все эксперты сходятся на том, что места для новых игроков практически не осталось. Поэтому с высокой долей вероятности можно заявить, что главные участники уже 'на сцене'. А насколько хорошо каждый сыграет свою роль в ближайшее время, зависит от маркетинговых усилий и талантов специалистов, а также от правильно выбранной стратегии развития. Несмотря на сильное влияние административного фактора, в продажах светотехнической продукции исключительно коммерческие ресурсы станут доминантой на ближайшие несколько лет. Уже сейчас эксперты пытаются угадать 'болевые точки' рынка. Их несколько: экстенсивное развитие в направлении регионов, смена ассортиментной линии на более дорогую и технически 'продвинутую' продукцию (лампы на основе диодов), в том числе с большей долей добавленной стоимости (системы 'умный свет'), разработка специфических ниш (световое концертное оборудование), активный выход на розничный рынок. 'Моральный срок устаревания светового оборудования, судя по заграничным стандартам, составляет в среднем 7-10 лет. Это означает, что к 2010 году компании должны предложить принципиально новый подход и с технологической, и организационной точки зрения, иначе уже никакие административные ресурсы не помогут. И пусть дорога каждого будет светлой' - комментирует Рамиз….
Андрей Ильин
Опубликовано в журнале 'S'nob' № 7 за 2004 год
NO_RU